Увеличение пассажиропотока в условиях кризиса
Социальное дистанцирование и общественный транспорт – это две концепции, которые крайне плохо сочетаются друг с другом. В результате COVID-19 произошло массовое сокращение количества пассажиров общественного транспорта: по последним оценкам, количество пассажиров городских, пригородных и межрегиональных перевозок сократилось примерно на 70%. По причине падения дохода перевозчики испытывают сложности с выплатой заработных плат сотрудникам и обеспечением топливом своего транспортного парка. С завершением режима самоизоляции пассажиропоток постепенно начинает восстанавливаться, но ожидать быстрых результатов не приходится, по оптимистичным прогнозам, восстановление произойдет через 1-2 года.

Пандемия оказала существенное влияние не только на объем пассажиропотока, но и на поведенческие модели пользователей общественного транспорта. Некоторые тенденции пост-эпидемиологического периода:

  • сокращение пассажиропотока по причине роста удаленных и частично удаленных форм занятости, а также тренда на умеренную «деурбанизацию»;
  • ключевым фактором передвижения станет «социальная дистанция». Сидеть или стоять в транспорте рядом с незнакомцами станет неприемлемым;
  • безопасность здоровья будет востребована как часть повседневных услуг. Кроме того, происходит увеличение востребованности услуг повышенного комфорта;
  • решения о передвижении в общественном транспорте будут требовать большей подготовки (повышение осведомленности пассажиров, использование международных стандартов обслуживания, цифровые технологии, BigData и пр.);
  • пассажирские перевозчики должны рассмотреть принцип «Управление доходностью в рамках доходности управления».
В подобных условиях стоит обратить внимание на маркетинговые инструменты стимулирования пассажиропотока. Благодаря грамотному применению современных коммуникационных технологий пассажирские перевозчики смогут обеспечить рост доходов, причем как из тарифных, так и нетарифных источников. В условиях, когда подобные инструменты ранее не применялись или их применение не было системным, можно получить ощутимый прирост.


На фото трамвай "Чижик". Источник: группа "Чижик" Вконтакте.
Безусловно, в росте пассажиропотока должны быть заинтересованы и органы региональной, муниципальной власти, так как это позволит:

  • увеличить доходы предприятий общественного транспорта за счет увеличения объема получаемой платы за проезд (без роста тарифов) и за счет внедрения новых инструментов коммерциализации (нетарифные источники);
  • повысить эффективность выделяемых унитарным предприятиям субсидий (использовать бюджетные средства не на поддержание жизнеспособности, а на развитие мощностей, например, обновление подвижного состава);
  • улучшить экологическое состояние города (сокращение выбросов, уменьшение нагрузки на ландшафт) вследствие сокращения количества личного автотранспорта по причине пересаживания населения на общественный транспорт;
  • повысить эффективность землепользования, так как использование общественного транспорта позволяет строить более компактные города и меньше земли тратить на улично-дорожную сеть;
  • повысить безопасность дорожного движения, количество аварий и пробок, связанных с общественным транспортом на порядок меньше;
  • повысить мобильность населения, что способствует развитию экономики.
На фото троллейбус с дизель-генератором. Источник: Мосгортранс
На фото троллейбус с дизель-генератором. Источник: Мосгортранс
Ниже приводим небольшой чек-лист минимальных действий для увеличения пассажиропотока предприятий общественного транспорта. С разными приоритетами данный список будет актуален как для городских, так и для междугородних и межрегиональных перевозчиков.

ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРАХОВ ПАССАЖИРОВ ПЕРЕД ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ПАНДЕМИИ COVID-19

Решаемая задача: возврат пассажиров, опасающихся пользоваться общественным транспортом по причине возможного заражения.

Действия: разработка комплексной рекламно-информационной кампании по вопросам, связанным с профилактикой заболеваний на предприятиях общественного транспорта (возможность подхватить болезнь по причине нарушения социальной дистанции, при прикосновении к необработанным поверхностям в транспортном средстве, на остановках и при посадке в общественный транспорт и пр.).

ПРЕОДОЛЕНИЕ БАЗОВЫХ СТРАХОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ ПЕРЕД ВЫБОРОМ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА В КАЧЕСТВЕ СРЕДСТВА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

Решаемая задача: переманивание пассажиров, имеющих страхи и предубеждения перед использованием общественного транспорта, из личных автомобилей, такси, сервисов каршеринга в общественный транспорт.

Действия: освещение вопросов, связанных с предубеждениями пассажиров перед использованием общественного транспорта (маргинальные слои, отсутствие комфорта и достойного сервиса, антисоциальное поведение, проявление агрессии со стороны персонала, дорожная безопасность, низкая скорость, экологическая и социальная ответственность и пр.).

ГЕЙМИФИКАЦИЯ ПРОЦЕССА ВЫБОРА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Решаемая задача: повышение лояльности действующих пассажиров и привлечение новой аудитории активных горожан.

Действия: внедрение игровых форматов использования общественного транспорта (например, сторителлинг и городские легенды, городские квесты, моделирование города, информационное просвещение и пр.).

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ИНТЕГРАЦИЙ И КООПЕРАЦИЙ

Решаемая задача: получение пассажиропотока за счет интеграций с другими операторами городской мобильности.

Действия: создавать альянсы с компаниями такси, аренды велосипедов и машин, совместного пользования, предоставления парковочных услуг, информационных услуг.

ВНЕДРЕНИЕ ПРОГРАММ ЛОЯЛЬНОСТИ ДЛЯ ПАССАЖИРОВ

Решаемая задача: повышение экономической целесообразности пользования общественным транспортом и рост лояльности пассажиров.

Действия: разработка программ лояльности для пассажиров общественного транспорта (продажи комплексных абонементов для сотрудников организаций, которые находятся в зоне притяжения общественного транспорта; внедрение cashback-историй, например, при приобретении абонементов на продолжительный период времени или при пополнении карты проездного на значительную сумму; разработка бонусных/семейных проездных и пр.).

ПОВЫШЕНИЕ СЕРВИСА ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ПО ПЕРЕВОЗКЕ ПАССАЖИРОВ

Решаемая задача: повышение качества обслуживания пассажиров общественного транспорта, как следствие привлечение новых пользователей, для которых важен сервис и комфорт, а также повышение лояльности действующих пассажиров.

Действия: подготовка скриптов взаимодействия с пассажирами сотрудников перевозчика, обучение персонала, внедрение новых каналов коммуникации и пр.

ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ МОДЕРНИЗАЦИИ

Решаемая задача: повышение доступности и прозрачности продаж проездных билетов и абонементов, улучшение качества оказываемых услуг.

Действия: определение возможностей цифровизации и потенциальных партнеров для ее осуществления (геопозиционирование системами Glonass и GPS, беспроводной интернет (wi-fi), розетки для зарядки гаджетов, системы видеонаблюдения, системы подсчета пассажиров, информационные табло и аудиоинформаторы, валидаторы, принимающие все типы проездных билетов, автоматы продажи билетов за наличные деньги, интеграции с сервисами MaaS и пр.)

ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА

Решаемая задача: получение дополнительной прибыли из нетарифных источников (кроме продажи билетов).

Действия: поиск и оценка дополнительных источников коммерциализации объектов общественного транспорта (например, размещение рекламных объявлений, брендирование транспортного средства, мерчандайзинг, размещение торговых точек, сдача в аренду неиспользуемых площадей под торговые цели или парковочные пространства и пр.)
Дата публикации: 14.06.2022